О слагаемых успеха и стратегии развития рассказал директор Гомельского химического завода

27.05.2019

В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке минеральных удобрений Гомельскому химическому заводу удается не просто удерживать свои позиции, но и серьезно плюсовать. О слагаемых успеха и стратегии развития предприятия рассказывает его директор Дмитрий ЧЕРНЯКОВ.

 


— Дмитрий Владимирович, Гомельский химзавод в числе отечественных лидеров нефтехимической отрасли, монопольный производитель фосфорсодержащих минеральных удобрений в стране. На выпуск какой продукции делаете ставку?

 

— В ассортименте более 20 видов продукции: минеральные удобрения, средства по защите растений, а также кислород, аэросил, криолит, серная кислота, сульфит натрия, фтористый алюминий... Ставку делаем на сложные высокотехнологичные комплексные подкормки, вводим новые марки. Такова тенденция мирового рынка: использование односторонних и низкоконцентрированных удобрений сокращается.

 

Разрабатываем специальные формулы азотно-фосфорных и азотно-фосфорно-калийных (NPK) удобрений — каждой агрокультуре для нормального развития необходим свой набор микро- и макроэлементов. В ассортименте около 30 марок: под зерновые, картофель, лен, рапс, сахарную свеклу, сою, кукурузу, для конкретных типов почв. Стараемся ежегодно внедрять минимум по одному новому продукту. Трейдеры и дистрибьюторы, с которыми работаем уже не одно десятилетие, подсказывают, что будет востребовано на рынке. Например, года четыре назад мы предложили фермерам под яровые зерновые марку с большим содержанием серы и кальция — вместо простых NPK-удобрений и сульфата аммония. Благодаря таким подкормкам не только повышается урожайность, но и сокращаются затраты на их внесение: необходимый набор микро- и макроэлементов растения получают за один проход техники. Освоили недавно выпуск бесхлорной тукосмеси с огромным количеством микроэлементов, которую для подкормки используют производители торфяных грунтов. Это импортозамещающая продукция.

 

Новинка этого года — азотно-фосфорно-калийное удобрение с добавлением серы, цинка, бора и меди — под кукурузу на зерно.

 


— Гомельский химзавод — экспортно ориентированное предприятие, бренд BelFert знают далеко за пределами Беларуси. С какими странами сотрудничаете?

 

— Продукцию поставляем более чем в 20 государств. Тесно сотрудничаем с Украиной: на эту страну приходится более 50% нашего экспорта. Среди основных потребителей также Литва, Латвия, Польша, Румыния, Болгария, Венгрия... Есть небольшие поставки во Вьетнам, Африку. В этом году вышли на рынок Канады. Экспортируем более 70% продукции, причем по продажам за рубеж ежегодно прирастаем. Так, экспорт за первый квартал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 31% (при задании 3%). И это учитывая, что поставки за рубеж росли и в 2018-м — плюс составил 16%.

 

— На внешних рынках конкурируете с довольно серьезными игроками, прежде всего российскими производителями. Как удается удерживать свои позиции, не имея собственной сырьевой базы?

 

— Да, конкуренция довольно жесткая. Тяжело быть на равных с крупными холдингами, которые используют собственное сырье. Нам же приходится закупать его по рыночным ценам, быть зависимыми от поставщиков. Ищем другие пути снижения себестоимости продукции. Конкурируем за счет экономии на всех уровнях производства, внедряем энерго- и ресурсо­сберегающие технологии. Кстати, процессинг (основные затраты кроме сырья) на нашем заводе сопоставим с процессингом на аналогичных российских и европей­ских предприятиях. В 2017 году ушли от использования воздуха при транспортировке апатитового концентрата. Проект потянул на 5,5 миллиона долларов, но это того стоило. Думаю, за 4 — 5 лет он окупится. Уже и забыли, когда запускали воздушные турбо­компрессоры.

 

Стараемся выигрывать в конкурентной борьбе и за счет эксклюзивности продукции. Производим порой формулы удобрений, которые до нас не выпускали, а холдинги их у нас потом копируют. Например, гомельские химики первыми продвинули на рынок Прибалтики, Украины и Польши марку азотно-фосфорно-калийных удобрений 8-19-29.

 

Еще одно слагаемое успеха — гибкость производства. Индивидуально подходим к каждому клиенту, готовы выполнять и небольшие заказы. Можем в течение месяца по четыре-пять раз переходить с одной марки на другую. Идем на это намеренно, чтобы, законтрактовавшись, к примеру, на 3 — 5 тысяч тонн, удержать клиента.

 

В то время как большинство конкурентов не соглашаются менять марку при поставках ниже 10 тысяч тонн. Крупным производителям нецелесообразно возиться с индивидуальными небольшими заказами. Другими словами, производим то, что продается, а не продаем то, что производится.

 

Конкуренция многому учит: заставляет думать, как изобрести новую формулу удобрений, подготовить производст­венные мощности и потом ее реализовать. При этом все должно соответствовать мировым стандартам — от качества продукции до ее упаковки.

 


— Вы показываете пример эффективной работы на экспорт. А что с внутренним рынком?

 

— Основная миссия предприятия — обеспечить высокоэффективными удобрениями белорусский агросектор. И мы с этой задачей справляемся, полностью удовлетворяя заявки от сельхозпроизводителей нашей страны. Поставки за рубеж растут без ущерба для внутреннего рынка.

 

— Гомельский химзавод стабильно плюсует в объемах производства. В 2017-м выпустили 850 тысяч тонн удобрений, в 2018-м — почти 900 тысяч. В этом году планируете еще прибавить. Таких показателей без модернизации производства не добиться...

 

— Да, реконструкция, можно сказать, не останавливается ни на один день. Сейчас реализовываются или находятся в разработке около 30 проектов. Ежегодно в обновление вкладываем примерно 10 миллионов долларов собственных средств. На заводе идет поэтапная модернизация всех действующих производств.

 

Причем мы не гонимся за грандиозными проектами, чтобы потом ломать голову, как их окупить. Деньги вкладываем в конкретные участки, после обновления которых реально возрастает эффективность производства.

 

Сейчас развиваем сернокислотное производство, реализуем два проекта: устанавливаем новую турбину и заменяем абсорбционную башню на энергоэффективную, что позволит долю собственной электроэнергии увеличить с 50 до 80%. А значит, мы станем еще менее энергозависимыми. К слову, собственная электроэнергия в 20 раз дешевле покупной.

 

Не забываем и про инфраструктуру. В 2018-м достаточно серьезные деньги вложили в реконструкцию железнодорожных путей и развязок. В этом году закупаем 100 полувагонов для отгрузки удобрений, строим новый склад.

 

На нашем предприятии разработана стратегия развития до 2030 года. В двух вариантах — с учетом возможных рисков. Интенсивный — с увеличением объема производства на 65 — 70% и консервативный — на 25 — 30%. Как видите, в объемах производства планируем прирасти при любом развитии рыночного сценария. Чтобы «не попасть», занимаемся диверсификацией как по закупке сырья, так и по реализации продукции. В основном сырье закупаем в России, однако у нас есть и альтернатива — работаем с крупнейшей государственной марокканской компанией «OCP».

 


Назову еще несколько цифр. Среднемесячная выручка на одного работающего в январе — марте составила более 16 тысяч долларов, а ВДС — 3,7 тысячи. Все эти достижения стали возможны прежде всего благодаря слаженной работе всего коллектива. На предприятии трудится около двух тысяч человек — профессионалов своего дела, преданных заводу. По традиции к профессиональному празднику мы обновляет заводскую Доску почету. Назову работников, чьи фотографии украсят ее в этом году: Вячеслав Атрощенко, Григорий Бойко, Александр Быковский, Олег Власов, Наталья Зезюкина, Ольга Крупа, Василий Малащенко, Нинель Никитенко, Татьяна Шпаковская и Сергей Ярец.

 

Знаком «Почетный ветеран ОАО «Гомельский химический завод» награждены Митрофан Бусько, Валентина Кардонская и Владимир Пупков, знаком «Ганаровы хімік» концерна «Белнефтехим» — Денис Марковец, Почетной грамотой Совета Министров — Александр Тимошенко, медалью «За трудовые заслуги» — Александр Людков. Хочу поблагодарить всех заводчан за труд. С праздником!

Источник: http://gp.by