Формулы рекордов

08.02.2019

Рекордный объем производства. Экспорт более чем в 20 стран мира. Выпуск эксклюзивных продуктов. Этим и не только выделяется сегодня ОАО «Гомельский химический завод», прочно занимающее свою нишу среди ведущих производителей. Как удается конкурировать в жестких условиях рынка, к чему ведет модернизация и что ценится на вес золота — наш разговор с директором завода Дмитрием Черняковым.

 

 

— Дмитрий Владимирович, с чего бы хотелось начать разговор. История предприятия — это срез истории страны. Какой для завода была последняя четверть века?

— Если вспомнить 90–е, то очень непростые для предприятия годы, когда завод оказался лицом к лицу с серьезнейшими проблемами: не было сырья, прервались наработанные связи, внутреннему рынку не нужны были гомельские удобрения. На повестке дня стоял один вопрос — сохранить уникальное производство. Надо отдать должное руководству страны, концерну «Белнефтехим», управленцам предприятия, что не только сохранили завод, но и переориентировали на выпуск экспортных NPK–удобрений (азотно–фосфорно–калийных), тем самым заложив основу для движения вперед. А вскоре начатая масштабная модернизация создала мощный инновационный фундамент, который позволил год от года наращивать выпуск продукции. Только за последние пять лет объем производства увеличился на 20 процентов.

 

 

— Если не ошибаюсь, прошлый год был для предприятия рекордным по целому ряду позиций.

— Да, вышли на максимальный объем производства продукции в физическом весе, выпустив 890 тысяч тонн удобрений. Рекордной стала и выручка — более 550 миллионов рублей, экспорт также при темпе роста 116 процентов к предыдущему году в абсолютном выражении достиг 198 миллионов долларов. В текущем году ставим для себя еще более высокие планки. Предприятие постоянно развивается, работая со стопроцентной загрузкой мощностей.

 

 

— И каков расклад спроса?

— Полностью удовлетворяем потребности внутреннего рынка, который традиционно ориентирован на простые NP–удобрения (азотно–фосфорные). 75 процентов продукции, преимущественно NPK–удобрения, востребованные на внешнем рынке, отправляем на экспорт. Среди основных партнеров — страны ближней Европы. Новые направления — Юго–Восточная Азия, Африка, Северная Америка. Рынок большой. И еще больше здесь производителей. Но наша сила в том, что мы способны подстраиваться под конкретного потребителя. Сегодня предприятие в состоянии производить десятки формул, которые полностью выдерживают жесткие экологические требования и максимально учитывают специфику конкретных регионов, выращивания определенных культур. Мы идем на выпуск эксклюзивного, нетипичного продукта. Приведу пример. Поступил заказ из Канады на 3 тысячи тонн NPK–удобрений с набором микроэлементов. Возможно, другая компания и не взялась бы. Но мы заказ отработали, вышли на уникальную марку. Для нас это новый сегмент, новая продукция и новый опыт. Такая стратегия позволяет заводу развиваться и закрепляться на внешнем рынке. Но еще раз повторюсь, возвращаясь к началу разговора, — если бы не выбор ориентира на экспорт и своевременная модернизация, вряд ли в наше время был бы такой расклад.

 

— Кстати, о модернизации. Процесс технического обновления продолжается?
— Иначе сегодня нельзя. Это и есть наши точки роста. Мы придерживаемся принципа «короткого шага», когда инвестиции вкладываются в реконструкцию конкретных участков, дающих видимую отдачу в оптимальные сроки. Поэтапно ведется замена устаревшего оборудования на современное высокопроизводительное. Это позволяет нам увеличивать выпуск продукции, повышать ее качество, осваивать новые марки удобрений, более востребованные и конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках. В минувшем году в модернизацию вложено около 24,9 миллиона рублей. В нынешнем на техперевооружение планируется направить 30,2 миллиона. Объем инвестиций увеличиваем каждый год.

 

 

— Все это шаги к решению конкретных задач?
— Разумеется, реконструкция ведется не ради реконструкции в чистом виде. Есть программа перспективного развития предприятия до 2030 года, с ориентиром на которую и реализуется целый ряд проектов по техническому переоснащению основных цехов. По ее итогам предприятие должно на 80 процентов обеспечивать себя собственной электроэнергией (сегодня этот показатель равен 47 процентам) и нарастить выпуск минеральных удобрений на 60 процентов.

 

— Серьезные цифры...
— Серьезные и вполне достижимые. Скажу почему. У нас не только уникальное производство, но и уникальные специалисты. Наши кадры на вес золота. И предприятие ими дорожит. Причем специалистов растим своими силами. Сами формируем программу, сами обучаем. Разумеется, предприятию в помощь Гомельский государственный профессиональный химико–технологический лицей, Белорусский государственный технологический университет. Кстати, в этом году на завод впервые придут молодые специалисты, которых мы отобрали в школах и направили на обучение пять лет назад. Такая система подготовки молодежи позволит просчитывать кадровую ситуацию наперед. А вот как удержать и закрепить, сформировать стабильный коллектив высококлассных специалистов, ответ известен и проверен на практике. Достойная зарплата, которая в среднем по заводу достигает 1,5 тысячи рублей, пакет социальных гарантий, который стараемся постоянно расширять. Когда есть все для работы, люди дорожат местом, ценят его. И отдача соответствующая. Приведу такую цифру: по итогам прошлого года выручка на одного работающего превысила 150 тысяч долларов. Кстати, этот показатель тоже стал для нас рекордным.

 

Виктория НИКОЛАЕВА.

"СБ. Беларусь сегодня"