Гомельскому химическому заводу 55 лет
В декабре далекого 1965-го на окраине Гомеля состоялся пуск первой очереди химического завода. С тех пор предприятие только прирастало – коллективом, цехами, оборудованием. Опытом поколений химиков, производственными успехами. И вот уже лидер химической отрасли Беларуси подошел к очередной знаковой дате. Об итогах непростого 2020-го рассказал директор ОАО «Гомельский химический завод» Дмитрий Черняков.
– Дмитрий Владимирович, с какими результатами завод встречает 55-летие?
– Из года в год трудовой коллектив демонстрирует стабильно высокие показатели работы. За последние пять лет удалось нарастить объемы производства более чем на 20%, экспорта – на 30%. Несмотря на пандемию и просевшие мировые цены на удобрения, мы превысили рекордный объем экспорта товаров прошлого года – 205 миллионов долларов. Подобрались к 210 миллионам.
Другое важное достижение – сокращение запасов готовой продукции. К концу года они снизились до 33% среднемесячного объема. Хотя начинался год с другого параметра – 136,3%.
В результате в этом году чистая прибыль превысит 80 миллионов рублей, рентабельность продаж будет выше 12%.
– Вы регулярно побеждаете на престижных конкурсах. Отметились и в уходящем году. В чем секрет успеха гомельских химиков?
– Действительно, хорошие результаты принесло участие в конкурсе Госстандарта «Лучшие товары Республики Беларусь» 2019 года. Мы удостоились звания лауреата за суперфосфат аммонизированный марки 9-30 и фунгицид «Азофос». Также удобрение азотно-фосфорно-калийное комплексное, бесхлорное, порошкообразное с микро- и макроэлементами победило в номинации «Лучший товар» и получило звание «Новинка года». Кроме того, завод удостоили специальной награды «Лучший в регионе» и диплома «Стабильное качество». Предприятие признано экспортером года.
Производя продукцию долгие годы, мы всегда старались отвечать требованиям каждого покупателя, даже самого привередливого. К примеру, практикуем продажи товаров не только крупными, но и мелкими партиями под заказ, в том числе по конкретной формуле. В таком подходе, считаю, наша сила и залог успеха у потребителей.
– Сейчас время гибких производств. Знаю, вы неустанно расширяете линейку продукции. И новые рынки осваиваете.
– Постоянное расширение ассортимента и выпуск новых видов товаров – единственный путь к повышению конкурентоспособности. Еще в 2019 году, работая над диверсификацией поставок, мы провели переговоры, а затем произвели и отгрузили опытную партию принципиально нового удобрения с широким набором микроэлементов (сера, цинк, бор, медь). Это удобрение для канадского рынка, его вносят под сев кукурузы. От канадцев был получен положительный отзыв, и поставки в эту страну мы уже ведем на регулярной основе.
В 2020-м расширили состав микроэлементов в этой марке удобрений – добавили марганец. По просьбе покупателя обработали партию обеспыливающим агентом c равномерным окрашиванием гранул в зеленый цвет. Это позволило выгодно выделить наш товарный знак. Технология отработана, по мере необходимости будем ее применять.
В 2021 году планируем поставить в Канаду NPK-удобрения специальной марки – в объеме не менее шести тысяч тонн в натуральном выражении.
– Есть, вероятно, и совершенно новые разработки?
– Сравнительно недавно начали выпуск пиросульфата натрия – абсолютно нового продукта. На сегодня являемся единственным производителем этого удобрения в СНГ. В ноябре была первая поставка в Казахстан, затем еще одна в декабре. Надеемся полностью загрузить мощности цеха сульфита натрия. Рассчитываем создать 8 новых рабочих мест. В планах ежегодно помимо 5-6 тысяч тонн сульфита производить до 5 тысяч тонн пиросульфита.
В обозримом будущем видим перспективы технологии двойной аммонизации. Используя ее, расширим линейку высокоазотистых удобрений. В следующем году поступит необходимое оборудование, часть проекта реализуем своими силами.
– Насколько понимаю, совершенствуете и уже выпускаемые удобрения?
– Скажем так, улучшаем их физические свойства. Обязательная стадия технологического процесса при производстве удобрений – кондиционирование. Это обработка поверхности гранул антислеживателями. Эти вещества исключают или максимально снижают слеживание в течение всего гарантийного срока хранения, а еще обеспыливают удобрения. Подбор эффективных антислеживателей ведем непрерывно. Присланные производителями образцы подвергаем лабораторным испытаниям. Затем проверяем в условиях действующего производства. Слеживаемость удобрений определяется по специальной методике – после шести месяцев хранения на складе. За последние три года нами испытано свыше 100 марок антислеживателей.

– Обновлять нужно и производство. Расскажите о внедрении технологий.
– Мы разработали стратегию развития на две пятилетки вперед, учли все возможные риски. В целом она направлена на увеличение объемов производства – в среднем на 20 – 30% – при любом рыночном сценарии. Но сработает стратегия лишь при условии обязательного внедрения перспективных технологий.
Основное внимание в настоящее время уделяем обновлению сернокислотного производства. Реализуем первую очередь проекта «Реконструкция СКЦ-2 с увеличением выработки энергоресурсов». Планируются установка турбоагрегата мощностью 12 МВт немецкой фирмы HOWDEN и конкурс на закупку оборудования для 2-й очереди строительства – установка башни рекуперации тепла по технологии американской компании MECS. Проект направлен на снижение себестоимости продукции за счет увеличения выработки собственной электроэнергии.
Разрабатываем проект реконструкции цеха серной кислоты по увеличению мощности до миллиона тонн в год моногидрата серной кислоты в 2024 году. Проект выполнен российским институтом АО «НИУИФ».
Также будем разрабатывать и внедрять проекты реконструкции и технической модернизации цехов по производству фосфорных удобрений. Нарастим мощности до 1220 тысяч тонн в натуральном выражении к 2025 году.
В 2020-м освоение инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 68 миллионов рублей. Хотя планировалось освоить 51,6 миллиона рублей.
– Техническая мысль, думаю, направлена и на переработку отходов. Например, пресловутых залежей фосфогипса?
– Продолжаем сотрудничать с государственным предприятием «Институт НИИСМ», ищем возможности для переработки фосфогипса. Эти отходы планируется использовать для производства цемента на отечественных цементных заводах.
– Вы упомянули о фосфорных удобрениях. Насколько актуально наращивать объемы их выпуска? Ежегодно более 1,1 миллиона тонн – объем солидный.
– В актуальности сомнений нет. Задачу решим за счет реконструкции основных производств: сернокислотного цеха, узлов транспортировки сырья, цеха фосфорной кислоты. А также технической модернизации цехов по производству минеральных удобрений. И мощности увеличим, и расходы по сырью и энергоресурсам сократим. Плюс ко всему расширим ассортимент фосфорных удобрений.
– Если брать основные виды продукции – за счет чего удается сохранить рынки сбыта? Ведь конкуренция в вашем сегменте жесточайшая.
– Мы производим удобрения сернокислотным способом, и на самом деле у наших NPK- и NP-удобрений немало конкурентных преимуществ. К примеру, наличие всех макрокомпонентов (азота, фосфора, калия) исключительно в водорастворимой форме. Еще – возможность производства NPK–удобрений со сбалансированным содержанием азота, фосфора и калия, что важно для восстановления плодородия почв. Также это присутствие в удобрениях водорастворимой серы в сульфатной форме, допустимость внесения различных микроэлементов: цинка, магния, бора, марганца и других. Достижение максимальной концентрации по сумме макроэлементов снижает транспортно-коммерческие издержки. А широкий ассортимент марок удобрений удовлетворит даже самых взыскательных потребителей – их можно подбирать по составу почвы, многообразию сельскохозяйственных культур.
– Все-таки какие тенденции складываются на мировом рынке удобрений? И каким видится будущее предприятия?
– В последние годы, как отмечают эксперты, структура предложения минеральных удобрений заметно изменилась. На мировом рынке азотных удобрений, прежде всего, карбамида, запущено много новых мощностей. Китай перестал быть основным поставщиком. Крупные страны-потребители делают ставку на собственные производства и сокращение импорта. Что касается фосфорных удобрений, то здесь на рынке можно наблюдать консолидацию производственных мощностей – тем самым сохраняется избыток предложения.
В целом же отрасль минеральных удобрений переходит на выпуск нишевых, специальных продуктов – под каждый гектар и каждую культуру. Это направление производители рассматривают как стратегическое. Но базовые продукты при этом остаются востребованными.
Всё более значимыми становятся новые тенденции в земледелии. В развитых странах внесение минеральных удобрений на единицу площади пахотных земель уже достигло оптимальных значений. Интенсификация и рост эффективности сельского хозяйства в дальнейшем будут происходить за счет повышения доли инновационных и кастомизированных продуктов.
Ожидается, к 2023 году спрос на удобрения достигнет 203 миллионов тонн действующего вещества, среднегодовой прирост спроса к этому времени составит 1,3%.
Суммарный объем рынка минеральных удобрений с учетом промпереработки может достигнуть уже 268 миллионов тонн действующего вещества. Почти 80% прироста мирового потребления придется на страны Латинской Америки, Южной Азии, Африки и Восточной Европы.
Наше предприятие должно сохранить достойные позиции на мировом рынке. Придерживаясь выбранной стратегии развития, уверен, мы продолжим поднимать планку, прибавлять и в объемах производства, и в реализации продукции. Никогда не останавливаться на достигнутом – наш девиз на все времена.
Фото и текст: Гомельская правда